Цитата:
Согласно идеологии творческого класса источником прибавочной стоимости всех обществ является труд творцов.
Согласно марксистской политэкономии источником всякой стоимости является труд. Либо живой труд при оказании услуг, либо овеществлённый при распределении товара. Отличие цены от стоимости как раз и состоит в том, что одно количество труда меняют на иное неэквивалентное. При неэквивалентном обмене на дисбаланс цены и стоимости влияет соотношение спроса и предложения, т.е. уникальность товара/услуги.
Цитата:
Нефть в глубине земли ничего не стоит. Но разведанное месторождение стоит затрат труда по разведке и имеет цену в зависимости от факторов объёма, доступности и качества нефти. Обустроенное месторождение стоит ещё больше и имеет почти ту же цену. Стоимость добываемой нефти тогда уже будет состоять из текущих затрат на выкачку и обработку, плюс частичное погашение стоимости понесённых в прошлом затрат на разведку и обустройство / объём месторождения. А цена на рынке - только соотношением общемирового спроса и общемирового же предложения. Потому нередко бывало, что тюменская нефть наносила СССР одни убытки.
Уникальный товар, не производимый посредством труда, может вообще иметь любую цену. Ибо у него нет стоимости. Аналогично - товары единичного исполнения, невоспроизводимые повторно. Стоимость у них есть, но она также никак не связана с ценой. Всё чисто субъективно.
Цитата:
Высокие цены на произведения искусства или бриллианты держатся только понтами нуворишей. Нечто похожее наблюдалось в Голландии с уникальными сортами тюльпанов. Спекулятивный ажиотаж цен на тюльпаны буквально съел экономику Голландии. Скоро такое же действо произведут и над Великими голландцами - их картины подешевеют до стоимости холста.
Внедрение новых технологий уменьшает затраты живого труда при умеренном увеличении труда овеществлённого. Стоимость уменьшается, но цена изменяется лишь в той мере, в какой изменяется спрос и предложение. Если НТ увеличивает предложение, то цена после насыщения рынка падает. Если НТ создаёт уникальный товар, цена сразу устанавливается монопольно высокой и не падает, пока действуют понты.
Капитал - это как раз овеществлённый труд, воплощённый в оборудование, сырьё и энергию, плюс прибыль продавцов оборудования, сырья и энергии. Т.е., суть цена средств производства. Покупая новый высокотехнологичный станок, капиталист увольняет нескольких работников, экономя на зарплате, либо никого не увольняя, расширяет производство, увеличивая предложение. Стоимость нового оборудования в нерегулируемом рынке всегда стремится к пределу либо экономии на зарплате, либо дополнительного дохода от расширения продаж. Поэтому инновации выгодны скорее производителям оборудования, чем производителям товаров. Обновление станочного парка всякий капиталист стремится поэтому оттянуть до последней невозможности. Отношение к НТ при этом, мягко говоря, неприязненное. Платишь кучу денег, а в итоге никакой выгоды не имеешь.
Цитата:
Внедрение компьютеров в офисах фирм отнюдь не увеличило производительность офисного труда. Ровно всё то же самое с небольшим отличием можно было делать и по старинке на пишущих машинках. Также попытки внедрения на производстве всеобъемлющей компьютеризованной систему управления не привели ни к чему. Внедрение контроллеров чуть повысило надёжность работы автоматики - и всё. Тем не менее, нащупав золотую жилу немерянных понтов, производители компьютеров объявили гонку мегафлопов, абсолютно никому (кроме цифродробителей из Министерства Энергетики) не нужную.
При социализме отдельные субъекты хозяйственных отношений отсутствуют. Имеются только субъекты управления частей народного хозяйства. Потому прибыль производителя НТ (экономия себестоимости за счёт внедрения) остаётся внутри НХ и может быть перераспределена между Творцами и Производителями. Если Перераспределители действуют правильно, то НТ выгодна всем, и отношение к НТ в НХ положительное. Но если их действия неправильные, если большую часть выгод от внедрения НТ Перераспределители лопают в одну харю - отношение портится как и при капитализме.